Урок 5. Компиляция вашей первой программы

   ⁄ 

 Обновлено 24 Фев 2017

  ⁄   

⁄  2

Перед написанием первой программы вы должны еще кое-что усвоить.

Во-первых, несмотря на то, что код ваших программ будет находиться в .cpp файлах, сами файлы .cpp будут добавляться в проект. Проект хранит все файлы с кодом, который будет компилироваться, а также сохраняет различные настройки IDE. Каждый раз, когда вы будете вновь открывать проект, он запуститься с того момента, где вы остановились. При компиляции программы, проект говорит компилятору и линкеру, какие файлы нужно скомпилировать и связать.

Во-вторых, есть разные типы проектов. При создании нового проекта, вам нужно будет выбрать его тип. Все проекты, которые мы будем создавать в этом туториале, будут консольного типа. Это означает, что они могут запускаться с командной строки DOS или Linux. По умолчанию, консольные приложения не имеют графического интерфейса пользователя (GUI) и компилируются в автономные исполняемые файлы. Это идеальный вариант для изучения C++, так как он сводит всю сложность к минимуму.

В-третьих, при создании нового проекта для вашей программы, большинство IDE автоматически добавят ваш проект в «рабочее пространство» (workspace). Рабочее пространство – это своеобразный контейнер, который может содержать один или несколько связанных проектов. Несмотря на то, что вы можете добавить несколько проектов в одно рабочее пространство, мы все же рекомендуем создавать новый workspace для каждой программы отдельно. Это намного проще и меньше шансов, что что-то пойдет не так.

Традиционно, первой программой программистов на новом языке является всеми известная «Hello, World!» программа. Не будем отставать от этих традиций 🙂

Краткое примечание

Начиная с этого урока, вы увидите множество примеров C++ кода. Большинство этих примеров будут выглядеть следующим образом:

Если вы будете копировать код с помощью мыши, а затем вставлять его в IDE, вы также можете скопировать и номера строк (в зависимости от того, как вы будете копировать). Если номера строк будут появляться, тогда удалять их нужно вручную.

Также все скрины сделаны в Visual Studio Express 2015 (урок 4). Не переживайте, если вы используете другую версию Visual Studio (более новую или старую), всё у вас будет работать. Единственное, что может частично отличаться — интерфейс.

Если вы используете Visual Studio IDE

Чтобы создать новый проект в Visual Studio, перейдите в меню File и выберите New Project. Дальше появится диалоговое окно:

скрін1

Во-первых, убедитесь, что на левой стороне выбран Visual C++.

Во-вторых, под Visual C++, выберите тип проекта Win32, после этого Win32 Console Application будет выделен автоматически. В поле Name введите название вашей программы — HelloWorld. В поле Location выберите место, где бы вы хотели сохранить ваш проект (мы рекомендуем оставить всё, как есть). Далее OK, затем Finish.

На правой стороне, в окне Solution Explorer Visual Studio создал несколько файлов, включая stdafx.h, helloworld.cpp и stdafx.cpp.

скріннн2

В текстовом редакторе вы увидите, что уже есть некоторый код — выделите его и удалите, а затем напечатайте или скопируйте следующий код в workspace:

Вот, что у вас должно получиться:

скрін3

Для компиляции программы нажмите клавишу F7 или перейдите в меню Build и выберите Build Solution. Если все пройдет удачно, вы должны увидеть следующее в окне Output:

скрін5

Это значит, что компиляция прошла удачно!

Чтобы запустить скомпилированную программу, нажмите Ctrl+F5, или перейдите в меню Debug и выберите Start Without Debugging. Вы увидите следующее:

скрін6

Это результат вашей программы!

Note: если вы видите окно консоли (черный экран) без какого-либо текста, проблемой может быть ваш антивирус. Попробуйте его временно отключить и повторите попытку.

Важное примечание для пользователей Visual Studio: программы Visual Studio всегда должны начинаться со строки:

В противном случае вы получите предупреждение компилятора, например:
c:testtest.cpp(21) : fatal error C1010: unexpected end of file while looking for precompiled header directive

С другой стороны, вы можете отключить предварительно откомпилированные заголовки (precompiled headers). Однако их использование поможет откомпилировать вашу программу быстрее, поэтому мы рекомендуем их оставлять, в случае если вы не разрабатываете кроссплатформенную программу. На протяжении всех уроков мы не будем включать эту линию, так как она специфична только к компилятору Visual Studio, но вы не должны забывать её прописывать.

Если вы используете Code::Blocks IDE

Для того, чтобы создать новый проект, перейдите в меню File и выберите команду New Project. Появится следующее диалоговое окно:

screen1

Выберите Console Application и нажмите кнопку Create.

Вам будет предложено сохранить проект. Вы можете указать любой путь, но мы рекомендуем сохранять в подкаталоге диска C, например: C: \ CBProjects. Назовите проект HelloWorld.

screen2

Вы увидите Console Application под стандартным рабочим пространством:

screen3

Нажмите на плюс возле Console Application, откройте Sources, и дважды щелкните на main.cpp. Вы увидите, что программа «Hello, World!» уже написана!

Для того, чтобы скомпилировать ваш проект, нажмите Ctrl+F9, либо перейдите в меню Build и выберите Build. Если всё пройдет хорошо, вы должны увидеть следующее во вкладке Build log:

screen4

Это означает, что компиляции прошла удачно!

Чтобы запустить скомпилированную программу, нажмите Ctrl+F10, либо перейдите в меню Build и выберите Run. Вы увидите следующее окно:

screen5

Это результат вашей программы.

Если вы используете компилятор на основе командной строки

Вставьте следующий код в текстовый файл с именем helloworld.cpp:

С командной строки, напечатайте:

g++ -o HelloWorld HelloWorld.cpp

Это команда сделает компиляцию и линкинг файла helloworld.cpp. Для того, чтобы запустить программу введите следующую команду:

HelloWorld (либо ./HelloWorld)

И вы увидите результат вашей программы.

Если вы используете веб-компилятор

Вставьте следующий код в рабочее пространство:

Затем нажмите Run. Вы должны увидеть результат под окном с кодом.

Если вы используете другие IDE

Вот, что вам нужно сделать:

1) Создать консольный проект.

2) Добавить .cpp файл в проект (в случае необходимости)

3) Вставить следующий код в файл:

4) Скомплировать проект

5) Запустить проект

Если компиляция терпит неудачу (aka «О Боже, что-то пошло не так!»)

Всё нормально, сделайте глубокий вдох. Скорее всего, мы сможем это исправить.

Во-первых, убедитесь, что вы ввели код правильно, без опечаток (также, убедитесь, что вы случайно не вставили номера строк). Сообщение об ошибке компилятора может дать вам ключ к пониманию того, где и какие ошибки случились.

Во-вторых, просмотрите урок 7 — там есть решения к наиболее распостраненным проблемам.

Если не помогло, попробуйте погуглить 🙂 Скорее всего, кто-то уже сталкивался с этим раньше и нашел решение.

Если вы используете старую версию C++ компилятора, он может выдать ошибку, что не понимает, как подключить iostream. В таком случае, попробуйте заменить прежний код на этот:

Вам необходимо будет обновить ваш компилятор к чему-то более совместимому с нынешними стандартами.

Напоследок

Поздравляем, вы сделали самую трудную часть этого туториала (установка IDE и компиляции вашей первой программы)!

Не беспокойтесь, если вы не понимаете, что значат все эти строки с кодом в программе «Hello, World!». Мы рассмотрим это в следующих уроках.

Оценить статью:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (39 оценок, среднее: 4,90 из 5)
Загрузка...
Поделиться в:
Подписаться на обновления:

Комментариев: 2

  1. Jaan:

    Многообещающее начало изучения сложной для меня темы такой как си++ очень много вопросов как и положено новичку. Некоторые моменты хотелось бы поподробнее получить в виде объяснения. В общем пока я доволен вашим сайтом. Спасибо!

    1. Li4ik:

      Пожалуйста, читайте — учитесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *